Рекламный баннер 990x90px ban1
92.58
103.38
Рекламный баннер 728x90px main1

РЕБЕНОК МЕНЯ НЕ СЛЫШИТ


Надоело повторять по сто раз

“Мне надоело быть попугаем! Почисть зубы, выключи телевизор, убери игрушки… А он не реагирует пока не крикну”, - пишут мне мамы в директ. Расскажу, как справиться с этой проблемой!
Невозможно вырастить ребенка, чтобы не столкнуться с ситуацией: вы говорите, а ребенок не слышит. Вы повторяете по-хорошему раз, два, три. Нет результата. Затем кричите. Есть результат. И тут появляется закономерный вопрос:


“Почему ребенок не понимает по-хорошему?”, - спрашиваете вы и сожалеете, что снова сорвались.

Чтобы разобраться в этом, я провела опрос среди своих читателей, и мы обнаружили 5 самых сложных для мам ситуаций:

Ребенок не слышит - включает игнор/ говорит “ага” и сидит/ теряет слух в вашем присутствии

Нытье - бесконечное нытье, причитания/ “мама, помоги”/ не хочу, не буду

Психи, эмоциональные вспышки, упрямство - ребенок выходит из себя, ему все не нравится, истерит на ровном месте

“Я сам!” Своенравность - хочу сам, дай я сам, а в более позднем возрасте - “я так хочу!”, “не приказывай мне!”

Вопиющий эгоизм - когда мы объясняем, что вы устали/ что бабушку нельзя бить/ что кошке больно/ других детей нельзя кусать - а ребенок продолжает делать то, что ему вздумается

Похоже, все родители так или иначе сталкиваются с ними, а значит, есть причины, которые не зависят от воспитания.

А именно - в том, как устроен детский мозг.

Почему ребенок не слышит вас
Причина 1

Когда ребенок поглощен своим занятием, он действительно может вас не слышать. Помните, что мозг ребенка - особенная структура, которая сильно отличается от той, которая есть у нас, взрослых. Мозг еще только развивается и работает немного иначе.

Чтобы вам было легче понять, что чувствует ребенок в тот момент, когда увлечен игрой, а вы пытаетесь до него докричаться - представьте себе аквариум, наполненный водой, вокруг вашей головы. Весь посторонний шум (а именно так воспринимаются мамины крики) доносится как сквозь толщу воды, и его достаточно легко игнорировать.

Причина 2

Также возможно, что у вашего ребенка от природа замедленная реакция. Да, некоторым детям нужно больше времени, чтобы переключиться с одного дела на другое. И это нормально.

Вы наверняка замечали такое и среди взрослых: такие черты не проходят с возрастом. Многим из нас нужно время, чтобы начать новое дело, а некоторые, наоборот, легко перескакивают от одного к другому. Наблюдайте за вашим ребенком и вы узнаете о нем много нового.

Причина 3

Конечно, бывает так, что крик становится нормой, и тогда нужна только ещё более высокая доза крика, чтобы привлечь внимание. Получается, что ребенок привыкает игнорировать слова, особенно если мама обычно “просит по-хорошему”, т.е. ласково, нежно и едва слышно. Это не потому, что ребенок не любит хорошее обращение, а просто потому что ваши слова не сигнализируют для него что-то важное. Если кто-то будет ласково пропевать “Пожар!”, вы тоже пропустите это мимо ушей.

Я разобрала механизмы созревания детского мозга на своем мастер-классе "Ребенок раздражает: 5 фишек детской психологии, которые добавят вам дзена", где мы с участницами выяснили, что понимание физиологии нервной системы действительно помогает родителям.

Они писали:

“Начинаю понимать, какая из фишек детской психологии работает в той или иной ситуации и как развить необходимые качества и навыки. Увидела даже, что некоторые из фишек проскальзывают у меня самой.”

“Я мама 4х детей, младшему сыну 3 месяца. И я жалею, что не смогла получить эту информацию раньше! Даже этот короткий мастер-класс дал мне ресурс для саморазвития и совершенствования в роли мамы и воспитателя.”

Вот почему так важно разобраться, почему же ребенок нас не слышит!

ОСНОВНЫЕ ОШИБКИ, КОТОРЫЕ ДОПУСКАЮТ МАМЫ
И все же, почему "по-хорошему" не получается? Думаю, вы уже сами знаете ответ. Если вы постоянно даете инструкции, делаете множество замечаний, то становитесь для ребенка привычным фоном, который перестают слышать.

Еще одна распространенная ошибка в том, что вы даете указания, а выполнение их не отслеживаете. Разберем эти ошибки подробнее.

Ошибка 1. Обычно наши объяснения включают слишком много действий. Просьбы типа "убери в комнате", "собирайся на улицу", "давай заниматься" - это целый алгоритм последовательных действий. Если он у ребенка еще не автоматизирован, то считайте, что начать ребёнку будет очень сложно. И тогда высока вероятность, что ребёнок будет оттягивать, отнекиваться и искать оправдания. Если ваш ребенок импульсивный, легко отвлекается или параллельно заинтересован чем-то другим - поднять его также будет очень тяжело.

Ошибка 2. Объяснения "по-хорошему" обычно звучат слишком абстрактно. Инструкции типа: "Веди себя хорошо", "Успокойся" - для маленького ребенка до 5 лет может быть банально непонятна. А сложность вызывает протест. В таком случае дробите свои просьбы, конкретизируйте их, делите на маленькие шаги. Так вы повышаете шансы на успех.

Ошибка 3. Объяснения "по-хорошему" требует от ребенка недюжинного самоконтроля для того, чтобы самому начать действие, выполнить его до конца и не отвлечься на полпути.Такой высокий уровень самоконтроля формируется постепенно и даже подростки из-за низкой мотивации могут сходить с дистанции и нуждаться во внешних стимула. Поэтому проверяйте, не сбился ли ребёнок, держите контроль сначала в ходе всего процесса, а затем лишь в контрольных точках.

Совершение таких ошибок обычно связано с тем, что современные мамы, хоть и читают много материалов по воспитанию, плохо разбираются в возрастной психологии. Все эти этапы формирования психический процессов, зоны ближайшего развития и попросту возможности ребенка в тот или иной возрастной период - к сожалению, остаются темным лесом.

Если вы - не из таких, и готовы это проверить, проходите мой бесплатный тест “Насколько хорошо вы разбираетесь в детской психологии”. Он поможет вам не только оценить уровень своих знаний, но и развеять несколько мифов о детях, которые витают в информационном пространстве!

КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ УСЛЫШАТЬ ВАС
Как все-таки совладать с непостоянным вниманием ребенка и перестать чуть что кричать? Есть несколько простых правил:

Правило 1: Одна инструкция - одно действие

Если у вашего ребёнка есть сложности с тем, чтобы отзываться на ваши просьбы, ваша инструкция должна содержать ОДНО конкретное действие сказанное коротко и ясно. Запомнили? Всего одно действие. Можете считать это золотым правилом воспитания дошкольников. Потом ребенок станет постарше и повнимательней, и вы сможете давать более сложные инструкции, но пока - максимальная конкретика.

Правило 2: Избегайте отрицаний

Если используете отрицания и говорите, как делать не надо, сразу добавляйте как делать НАДО. Например: “Не кричи - говори потише, вот так” или: “Не играй мячом в доме - с мячом можно играть только на улице!” и так далее. Это очень важное правило, потому что часто наши инструкции содержат запрет, но при этом лишены обучающего момента. Как же ребенок узнает о том, как НАДО себя вести, если вы не будете постоянно на этом акцентировать его внимание? Помните, что наша задача - обучить ребенка.

Правило 3: Контроль над выполнением

Часто мы говорим ребенку что-то сделать, и даже проверяем, услышал ли он нас, но затем уходим. А потом удивляемся по возвращению, почему “воз и ныне там”. К сожалению, за детьми, особенно маленькими (до 5-7 лет) нужен контроль. Обязательно проконтролируйте, чтобы ребенок начал выполнять вашу инструкцию после того, как услышал. Получилось - похвалите. Затем уже можно дать следующее задание.

А ЕСЛИ РЕБЕНОК СЛЫШИТ, НО НЕ ШЕВЕЛИТСЯ?
Да, очень часто бывает, что ребенок услышал инструкцию, но делать не начинает. Но мы ведь уже знаем, что начало выполнения действия нам нужно контролировать. Значит, помогаем ребенку начать, чтобы запустить новую деятельность.

Иными словами, после того, как вы попросили его что-то сделать, помогите ему закончить старую и, главное, начать новую деятельность.

Как это выглядит?

Привлеките к себе внимание ребенка: возьмите его за руку, загляните в глаза и вы поймете, услышал он вас или нет. Хорошая привычка - предупреждать ребенка заранее: “Через 10 минут мы уходим домой!” или “Через 5 минут садимся ужинать!”.

Когда вы обращаетесь к ребенку, сначала проверьте, не заняты ли его руки, глаза, мысли чем-то другим. Если его внимание охвачено игрой или экраном, вам придется захватить его внимание, как настоящему налетчику. Допустим ребенок услышал вас. Теперь ему нужно не просто переварить вашу просьбу, но и "отлепиться" от своего предыдущего занятия, завершить его.

Будьте настойчивы. Сочетайте слова с делом. Не вступайте в дискуссию и торговлю. Маленьким детям можно помочь телесными подсказками - направляя их тело к задаче, показывая жестами, что куда и как. К детям постарше достаточно подойти ближе и убедить, что эту задачу отложить нельзя. Попросить приступить прямо сейчас.

Для того, что начать делать что-то скучное (в его понимании) ребенку нужны такие качества, как самоконтроль в противовес импульсивности, мотивация (ради чего все это), ну, и смирение с горем утраты приятного занятия. Иногда завершить игру, уйти с улицы, выключить мультик - настоящая трагедия. И пока ребенок научится справляться с эмоциями, понадобится время. Но это не значит, что настаивать не нужно.

Обязательно похвалите, если ребенок вас услышал и начал делать то, что вы попросили. Если вы что-то пообещали или запретили - будьте последовательны, это очень важно!

Самое главное здесь - запустить процесс выполнения вашей просьбы в короткое время. Так вы научите ребенка внимательно относиться к вашим словам. Он просто запомнит связь "мама попросила" - "нужно сделать"

Ольга Товпеко

Оставить сообщение:

Рекламный баннер 728x90px main2
Рекламный баннер 240x200px right1
Рекламный баннер 240x200px right2
Рекламный баннер 240x200px right3