Я пришла за Машей в садик с надеждой подышать свежим воздухом, пока она самостоятельно одевается и выходит ко мне на улицу. У неё подготовительная группа и это возможно.
Маша выбежала ко мне, и по её запрашивающему взгляду я поняла, что она хочет мне что-то рассказать.
- Мама, нам дали задание нарисовать своего друга в детском саду. Я нарисовала Дашу, а меня никто не нарисовал.
Большие Машины глаза округлились ещё больше, а нижняя челюсть поползла вниз. Мои надежды подышать свежим воздухом утекли вместе с первым потоком Машиных слез.
Задумайтесь на минутку:
Что делать в такой ситуации? Что сказать ребёнку? Как отреагировать?
- Как же тебе обидно. Правда очень неприятно, когда тебя не рисуют.
Этой фразой я показала Маше, что понимаю(!) ее чувства. И признаю их уместность. Тем самым разделяю ее переживания.
Маша в голос рыдала и вжималась мне в плечо. Я обнимала, гладила дочь и немного её покачивала.
Через 5 минут я помогла Маше одеться и по дороге домой она радостная щебетала вокруг меня.
Часто первое желание, которое возникает у родителей при виде детских слез - избавить ребёнка от них. Ребенок переживает и для родителя это невыносимо. Ребенка жалко Или родитель устал, не хочет ни во что вникать и злится, что "ну начинается".
В любом случае, родителю хочется, чтобы ребёнок стал радостным и довольным. И родитель начинает отговаривать ребёнка от переживаний:
- Нарисуют в другой раз
- Ерунда все это
- Нашёл из-за чего плакать
- Не дружи с ними
- Это не стоит твоих слез
Все эти реплики, к сожалению, про обесценивание:
- либо самого переживания, чувства (плачешь из-за ерунды)
- либо потребности ребенка (в признании, дружбе)
- либо самого ребёнка (плачущий ты мне не нужен).
Что происходит с родителем, который так говорит? При виде детского переживания он начинает сам переживать неприятные
чувства (жалости, злости). Хочет побыстрее от них избавиться и посылает ребёнку сигнал: "Перестань это чувствовать, потому что для меня это невыносимо".
Что происходит с ребёнком, который слышит эти реплики?
"Я неправильный. И я такой (с желанием быть значимым, с обидой и слезами) родителю не нужен"
Ребёнок остаётся непонятым в своём переживании и одиноким.
Трудно понимать детей, когда вас самих никто никогда не стремился понять: что с вами происходит и что вы чувствуете. И совсем невозможно понимать других, пока не научишься понимать себя.
Для чего нам эмоции?
Они позволяют понимать, что с нами происходит, что для нас важно. Эмоции помогают ориентироваться в жизни и отношениях. Эмоция обиды говорит, что мы не получили что-то важное, на что рассчитывали.
В случае с Машей, ей была важна дружба и признание от детей (скорее всего от каких-то конкретных) из её группы. Это витальная потребность каждого человека - быть важным, нужным, любимым, значимым, замеченным, признанным.
А когда это не произошло, Маше стало невыносимо обидно. И она удерживала эти чувства, потому что не было возможности их выразить. Была бы Маша помладше, она разревелась бы сразу, как почувствовала обиду. Но она уже большая и может на какое-то время отложить свои чувства, чтобы в более подходящей среде (у мамы на плече) их выразить и отпустить. И снова чувствовать радость и удовольствие от жизни.
Пока эмоция не понята, а чувство не выражено и не прожито, мы не можем расслабиться и получать удовольствие.
Со всей моей любовью, Елена Самарина
#психологЕленаСамарина