О ЗАКАЛКЕ СИСТЕМЫ ТРЕВОГИ, ИГРЕ И СТРАШНЫХ МУЛЬТФИЛЬМАХ
О ЗАКАЛКЕ СИСТЕМЫ ТРЕВОГИ, ИГРЕ И СТРАШНЫХ МУЛЬТФИЛЬМАХ
У всех нас в мозге есть система оповещения о тревоге, эдакая сигнализация об опасности, которая помогает нам вовремя замечать угрозы, адекватно на них реагировать и вообще не лезть на рожон. Она закладывается очень рано, ещё в утробе матери, и уже прямо там начинает свою настройку, чтобы нормально функционировать в дальнейшем. А настройки она требует очень тонкой.
Это как с закалкой для здоровья: очевидно, что нельзя слишком кутать (шерстяная шапка на солнце в плюс двадцать не лучшая идея), но и держать раздетого ребёнка на морозе тоже вряд ли кто-то станет (пробежаться босиком по снегу не в счёт!).
И если с обычной закалкой, как правило, всем всё более-менее ясно, то с закалкой системы оповещения о тревоге сложнее. А последствия её неправильного закаливания не менее серьёзны, чем последствия от переохлаждения или перегрева!
Так как же нам пройти по кромочке и не впасть в крайности? И как вообще выглядят эти крайности?
С одной стороны, закалять детей пытаются, выкладывая им всю правду жизни. Например, рассказывают в подробностях, что с ними сделает плохой дядя, чтобы ребёнок уж точно усвоил, что нельзя ни с кем разговаривать и открывать дверь посторонним. Или показывают видео автомобильных аварий, чтобы ребёнок понял, как опасно выбегать на дорогу.
Но для того, чтобы ребёнок слушался, запугивать его не надо, даже наоборот: чем больше запугиваем, тем меньше вероятности добиться послушания. Система тревоги не справится с такими ужасами и перестанет нормально функционировать, то есть оповещать своего хозяина об опасности и останавливать от необдуманных поступков.
По сути послушание, дисциплина зиждется на здоровой системе тревоги. А с такой закалкой ребёнок будет не способен видеть угрозу, возможно, он даже будет прямо-таки нарываться на неприятности, например, убегать от мамы, вырывать руку на пешеходном переходе, лезть к людям, даже когда ему десять раз намекнули, что не хотят общаться.
Поэтому нам так важно не вываливать на детей всякие страшные вещи: не пугать новостями по телевизору и не сообщать, что скоро конец света (даже если он действительно скоро, как было в фильме «Интерстеллар». Всегда вспоминаю совершенно замечательного папу из этой картины, он так и говорит своей коллеге: «Не мог же я сказать девятилетнему ребёнку, что скоро конец света!»).
Но есть и совсем другая крайность. Часто считают, что ребёнка надо ограждать вообще от всего, растить в теплице и всячески изображать картинку благостного и доброго мира вокруг. А ещё сделать всё вокруг стерильным и нестрашным, например, облагородить народные сказки. Между прочим, идея очень популярная, если посмотреть, в каком виде обычно публикуются сказки, и сравнить с оригиналом (вот вы знали, что волк на самом деле съел двух беспечных поросят?). Но если совсем никак не тренировать систему оповещения о тревоге, если не давать ребёнку сталкиваться с чем-то пугающим, то мы вырастим его чрезмерно тревожным.
Как же тогда закаливать систему тревоги, чтобы ребёнок не рос слишком трепетным и не вздрагивал от любого громкого звука или, наоборот, не был неадекватно бесстрашным?
Тут нам в помощь будут: — сказки в приближенном к оригиналу виде. Смотрите, чтобы было по силам и вам, и ребёнку! Например, мой старший высокочувствительный ребёнок, когда был маленький (примерно лет в шесть), отказался слушать сказку «Мальчик-с-пальчик». На тот момент для него это было невыносимо. — игры на тревогу (всевозможные прятки, догонялки, игры в монстров, бабу-ягу); — мультфильмы о страшном и уязвимом.
Возвращаясь к вопросам закалки, лучше всего она получается в пространстве игры, когда всё понарошку. Так мы можем «вглядеться в солнце», потому что нам будет не слишком страшно — это же не с нами, это же не по-настоящему. Мы можем посмотреть туда, но при этом не ожесточиться от невыносимости переживания. В этом суть закалки: сохранить мягкость сердца, но не за счёт того, что мы просто оградим себя и ребёнка от реальности.