Жизнь каждого человека бесценна. Важнейшими правами человека является право на жизнь и на личную неприкосновенность. Для того, чтобы гарантировать гражданам эти права в нашем государстве действует Конституция РФ, создаются специальные законы, работают правоохранительные органы и службы спасения.
Проблема правового воспитания была и остаётся всегда актуальной. Насилие и преступность подростков – не абстрактные цифры и проценты, а реальные судьбы конкретных мальчишек и девчонок. Откуда же берётся у подростков деформация нравственных ценностей и ориентиров, которая приводит их к совершению преступлений.
В подростковом возрасте ещё не сложилось мировоззрение, и подросток более подвержен влиянию окружающих. Не находя признания, не чувствуя морального одобрения в семье, в учебном заведении, подросток надеется самоутвердиться как личность, встретить одобрение и признание, получить поддержку у своих сверстников. Однако в действительности у него усиливаются такие качества как лживость, изворотливость, жадность, агрессивность, жестокость, трусость, стремление властвовать над всеми.
Постепенно ребёнок «уходит» из–под влияния родителей и педагогов, социализируется «стихийно» на улице среди сверстников, где поощряются и культивируются курение, сквернословие, употребление алкоголя и психоактивных веществ.
Именно так появляется подросток, для которого главным становится не учёба и труд, а так называемый имидж «крутого и независимого», т.е. он старается поднять свой авторитет и положение в глазах сверстников любым доступным для него способом (начинает курить, употреблять алкоголь, наркотики, унижать тех, кто слабее него).
Молодые люди утрачивают смысл происходящего и зачастую не имеют определённых жизненных навыков, которые позволяли бы сохранить свою индивидуальность и сформировать здоровый эффективный жизненный стиль. Особенно дети и подростки, находясь под воздействием хронических, непрерывно возрастающих интенсивных стрессовых ситуаций, не готовы к их преодолению и страдают от возможных негативных последствий. Это способствует поиску средств, помогающих уходить от тягостных переживаний. В данной ситуации на первое место вышла наркотизация подростков, позволяющая спрятаться от действительности. Различные виды злоупотреблений психоактивных веществ и алкоголя, повышение количества правонарушений, вследствие безнадзорности детей.
Факторами, препятствующими совершению правонарушений, являются:
·осознание подростком отрицательного поведения, желание изменить его;
·отказ от вредных привычек;
·добросовестное отношение к учёбе и общественной работе;
·прекращение связей с антиобщественной средой;
·наличие у подростков собственного мнения, независимость его от влияния отдельных лиц или группы;
·устроение негативных влияний на подростка неблагоприятных условий жизни;
·контроль поведения.
Основные нравственные принципы:
·Действовать не только в соответствии с собственными интересами и потребностями, но и осознавать, что у других людей есть свои интересы.
·Соблюдать нормы, которые поощряют правильное поведение.
·Быть внимательным к другим, заботиться о других.
·Поддерживать отношения доверия, преданности, взаимности и благодарности.
·Уметь взаимодействовать, сотрудничать с окружающими людьми.
·Выполнять взятые на себя обязательства.
·Действовать правильно, внося свой вклад во благо общества, группы.
·Правильно то, что справедливо.
·Не причинять физического вреда человеку и имуществу.
·Не нарушать нормы поведения, которые ведут к наказанию.